Сюжеты:

С Мартиросяном больше не друзья? Светлаков ушел с ТНТ, переманив к себе талантливых комиков и сценаристов «Comedy club». Попёрли Сталина, попрут и Ленина? Поклонская предложила замаскировать Ильича под Николая II Дай на лапу, слей отходы: Кожемяко поприветствовал гостей круизного лайнера, сбрасывающего вредные отходы – экология Владивостока вновь под ударом Поспешила оправдаться! Решетова испугалась слухов о своей беременности Овцы на заклании. Поклонская и Жириновский «поспорили» о необходимости жизни Украины - Путин молчит Отношения должны быть человеческими: Кравчук посоветовал Зеленскому снять блокаду Крыма Переговоры Ким Чен Ына и Владимира Путина будут проходить в кампусе города у моря Ростуризм отреагировал на теракты в Шри-Ланке «Предыдущий дракон ушел к белым ходокам» - Иван Ургант указал на нетрадиционную ориентацию Киркорова Парик предательски съехал – Пугачёва опозорилась на своем юбилее «Я с ним простилась в 2017 году» – Цымбалюк-Романовская отказалась приходить на похороны Джигарханяна «Грабли» вместо ногтей? Волочкова призналась, что 1,5 месяца не меняет маникюр

Цитадель

Пн 16 мая 2011, 14:27:35

Фото: http://www.openspace.ru.Фото: http://www.openspace.ru.Новый и последний фильм трилогии Никиты Михалкова «Цитадель», в отличие от «Предстояния», более человеченый и похож на сказку.

 

Надо полагать, что более удачная судьба третьего фильма после практически провальной второй связана с вынужденной заминкой, сыгравшей на руку Михалкову: выход на экраны «Цитадели» планировали за «Предстоянием». Однако в мае прошлого года выяснилось, что картина «номер три» не была завершена в срок.

 

Поэтому премьера «Цитадели» состоялась с годичной задержкой, а в прокат фильм вышел накануне Дня Победы-2011, времени, когда патриотические чувства россиян особенно велики. А у Михалкова в картине советские танки идут на рейхстаг, враг уничтожен, повержен, раздавлен. Видимо, это сыграло свою позитивную роль в первый уик-энд проката. Сыграло. Но не настолько, чтобы сделать откровенно затратный и во многом неудачный фильм заметным явлением российского кинематографа 21 века.

 

Что касается содержания. К врагу народа Сергею Котову (Никита Михалков), оставшемуся в окопах штрафбата после «Предстояния», приезжает нквдэшник Митя Арсентьев (Олег Меньшиков), чтобы доставить бывшего комдива к Сталину (Максим Суханов) по его личному приказу. Котов пытается убежать от Мити прямо на немецкие окопы, провоцируя тем самым гибельную атаку смертников. Оба остаются живы, оба добираются до Москвы. Сталин восстанавливает доброе имя Котова, возвращая ему погоны и кожаное пальто, за чашкой чая рассказывает Котову теорию победы, а после приказывает возглавить самоубийственную атаку на немецкую цитадель в переломный 1943 год. Перед боем Митя привозит Котова к его семье, которая тоже норовит сбежать, – теперь от восставшего из мертвых. Котов успевает погулять на чужой свадьбе, порвать случайных бандитов своим стальным когтем и дубиной народной войны (вот так и идет в атаку – с дубиной!), вырвать победу у немецких захватчиков и захватить цитадель. Все вышесказанное уложилось в 2 часа 40 минут экранного времени.

 

Воины вермахта в этом фильме в отличие от наших советских солдат никак не персонифицированы – враги, и все. На которых Котов по секретному приказу Сталина идет во главе отряда смертников. Бой советских войск с немецкой армией в картине сводится к тому, «как наши дубинами немцев замахали». А тем не помогли ни выучка, ни превосходство в вооружении. Но именно эта сцена вызывает в зале наибольший восторг немногих присутствующих...

 

И если после «Предстояния» критики пеняли Михалкову на расхождение даже не с конкретными фактами, а с историческими реалиями, то теперь это делать бесполезно. Режиссер и автор в одном лице попросту выдумал немецкую цитадель и все, с нею связанное, чтобы снять, наконец, эпическое, масштабное, огромное кино про войну.

 

Прошлогодний слоган про «великое кино о великой войне» теперь выброшен на помойку, поскольку Михалков снял хорошее сентиментальное кино о хорошем сентиментальном себе, идущее по утрам в провально пустых залах.

 

Вся «Цитадель» — по большому счету, один большой портрет Никиты Сергеевича Михалкова, для которого Котов стал экранным двойником. Портрет немного отстраненный, как вещь в себе, чуть наивный и очень сентиментальный. Михалков по ходу фильма часто и навзрыд плачет, поступает необдуманно и вспыльчиво, очень любит в мечтах (первый фильм трилогии с ненужными длиннотами и рапидом цитируется несколькими вставными эпизодами чуть ли не полчаса) погрустить о прошлом, в котором остались казенная дача, лодочка на оранжевой воде утренней речки и мяконькие пяточки дочери Нади.

 

Мирной жизни в картине в принципе больше, нежели военного повествования. В кадре появляется дача Котова, и снова Маруся, Митя и Котов разыгрывают любовную драму в привычных обстоятельствах: вокруг те же приживалки-родственники, есть и прямые цитаты из первой части киноэпопеи, и в какой-то момент появляется ощущение, будто актеры не очень убедительно играют уже виденный нами спектакль.

 

На сентиментализм в «Цитадели» работает целый образный ряд символов. Вместе с Михалковым историю «Цитадели» вершат паучок, ручная мышка, бабочка, перелетевшая из предыдущей серии, комарик и почему-то резиновый журавлик, свистом которого Котов пугает домочадцев.

 

При этом иуда Котов (он ведь искренне-просветленно признается, что под пытками «сдал» всю семью, получившую срока и расстрел)  все время выходит сухим из воды.

Никита Сергеевич из «Цитадели» вообще здорово напоминает спасителя, вокруг которого вертится весь мир. Даже Сталин понимает, что без Котова войны ему не выиграть, и вынужден просить его о помощи.

 

Как утверждает сам Михалков, его картина — это русская народная сказка. Типа «Отъявленных негодяев» Квентина Тарантино – да-да, именно так! Поэтому воспринимать «Цитадель», а потом и 13-серийную телеверсию трилогии нам всем стоит, исходя именно из этого режиссерского посыла.

 

Чтобы предвосхитить возможные претензии по поводу исторической правды кинофильма, Никита Михалков накануне премьеры выступил с обращением к зрителям в Интернете:

 

— Фильм «Предстояние» был многим непонятен, потому что он не был внутренне расшифрован. Если бы мы выпускали обе картины сразу, то вопросов возникло бы меньше. Надеюсь, что, когда на телевидении будут идти все 13 серий, подготовленные для телефильма, это будет более цельное, развернутое и чувственно понятное произведение.

 

Очень важно понимать — это не историческое документальное кино. Это кино, в котором существует правда характеров, правда ситуаций, но не нужно искать в этом фильме исторической и географической правды. Это очень фольклорная картина. Это картина-сказка. Если «Предстояние» — это метафизика разрушения, когда мы видим жизнь, а рядом — смерть. Когда мы видим солнечный день, а через десять минут сжигают сотни человек, идет баржа, везут пионеров, и ничто не предвещает беды, но одна ошибка, один щелчок пальцем, и все превращается в трагедию. И так — по всей картине.

 

Однако «Цитадель» – это зеркальное отражение. Это смерть, и рядом жизнь. Это кино о любви. Это фильм о надежде. Фильм о чуде, которое всегда рядом. Нужно именно на фольклорном уровне ощутить, что все в жизни и в фильме связано вместе.

 

 

 

 

 

 

ЦитадельЦитадельЦитадельЦитадель

 

 

 

 

 

 


Подписаться:

Поделиться:

Новости по теме
Сбербанк обеспечивает успешный «Бизнес-Старт» предпринимателям Находки
Сбербанк обеспечивает успешный «Бизнес-Старт» предпринимателям Находки

Благодаря уникальной программе поддержке предпринимательства «Бизнес-Старт» в Находке скоро появится магазин модной одежды Магазин модной одежды под франшизой…

Алименты без сантиментов
Алименты без сантиментов

Во Владивостоке при попытке продать квартиру в поле зрения судебных приставов попал злостный неплательщик алиментов.

Неуловимый мститель
Неуловимый мститель

Стукнул в рынду и полетел на БЕ-200.

Добавить комментарий:

Имя:
Email:
Ваш комментарий:
Самое интересное