Сюжеты:

Шнуров впустил клип про побег элит из России на фоне санкций США Владимир Путин объявил новые выплаты семьям с детьми от 8 до 16 лет Кемеровскую область официально переименовали в поддержку спецоперации на Украине Росавиация советует россиянам, застрявшим за границей, возвращаться через третьи страны Спикер Госдумы Володин назвал три роковые ошибки Зеленского Посольство РФ в Киеве эвакуировало дипломатов из-за военной операции в Украине Миро призвала Валиеву повторить триумф Алины Кабаевой Зеленский ждёт признания Россией ДНР и ЛНР, чтобы похоронить Минские соглашения Часть россиян получит около 7000 рублей на карту «Мир» с 15 февраля 2022 года Ургант прокомментировал своё назначение ведущим КВН вместо Маслякова Канделаки возглавила ТНТ вместо автора «Дома-2»: станет ли канал вторым Матч-ТВ Российские кинематографисты раскритиковали проект Минкульта о традиционных ценностях
Главная страница | Наука | Генетическое оружие: Вымысел фантастов или реальная угроза?

Пн 21 августа 2017, 17:47:01
В прессе в последнее время всё чаще поднимается проблема разнообразных угроз безопасности, связанных с технологическим прогрессом в разных областях. Помимо уже известного ядерного и биологического оружия, ученые говорят об их генетическом аналоге. Но мы до сих пор толком не знаем, что оно собой представляет. Что же такое «умное» или генетическое оружие (ГО)? Существует ли оно на самом деле? Это выдумка фантастов или реальная угроза?

Генетическое оружие: Вымысел фантастов или реальная угроза?

Что собой представляет ГО?

Специалисты в области безопасности объясняют, что так называемое «генетическое оружие» является таким типом оружия, которое поражает цель с определенным набором ДНК, то есть генетическим кодом. В основе его воздействия находится избирательность поражения им индивида определенной расы, этноса или национальности. К ГО можно отнести искусственно придуманные штаммы вирусов и бактерий, которые созданы на основе метода генной инженерии так, что могут вызывать в организме человека негативные изменения. Оно воздействует на индивида в зависимости от его пола, возраста и антропологических признаков, которые ученые определяют благодаря анализу структуры ДНК.

В последней находится определенный код, хранящий различия между людьми на клеточном уровне. В каждом из геномов находятся белки, распределенные по-разному. Именно они являются носителями информации, закодированной в ДНК, например внешнего вида человека, его расы, манеры поведения или длительности жизни.

Генетическое оружие: Вымысел фантастов или реальная угроза?

Можно ли разработать генетическое оружие?

Естественно, ответ будет положительным. Работы по его созданию ведутся в разных научных центрах по всему миру, но «пионером» в этой области остаются Соединенные штаты. В их лабораториях постоянно проводятся различные испытания и запускают новые проекты, так или иначе связанные с генной инженерией.

В американских институтах с 2000 года работает программа по сбору генетического материала жителей разных уголков планеты. Она официально считается частью проекта под названием 1000 Genomes, проводимого под эгидой усовершенствования методов лечения неврологических болезней. В рамках эксперимента исследователи из США взяли кровь у коренных жителей Европы и Азии, а также Америки и Черного континента.

В итоге они получили доступ к сотням образцов генов людей разных национальностей. Хорошо, если этот материал и вправду будет использован для лечения различных болезней, но может быть вовсе не так. Вдруг, прикрываясь благой целью, американцы собирают гены для будущей генетической атаки. И такое может быть, тем более, что в Соединенных штатах всё всегда «совершенно секретно». Вспомним то же агентство NASA, которое вместо космических открытий, всё время занимается тем, что скрывает что-то от общественности.

Генетическое оружие: Вымысел фантастов или реальная угроза?

Хотя в отношении генного оружия не раз высказывались скептические мнения по поводу его эффективности, но создать его при наличии материала, современных продвинутых технологий и опытных ученых, не составит труда. Это похоже на разработку нового антибиотика, только призванного не спасать жизни, а губить их. В свое время в прессе появились заголовки, что в ЮАР недавно получилось создать бактерии, способные сделать чернокожее население бесплодным.

Ещё в 1998 году, а это почти два десятилетия назад, бывший министр обороны США Уильям Коэн говорил публично, что в его распоряжении есть материалы по разработке «определенных типов патогенов», которые были бы этнически специфичны. Источники из разведки уточнили, что в число стран, о которых говорил Коэн, входит Израиль.

По мнению многих генетиков, показателем работы американских исследователей в области создания генетического оружия стала вспышка вируса Эболы в африканских странах. Единственным пробелом в их «генетической карте» была Россия. В 2008 году создавался проект, целью которого было изучить геномы народностей российской популяции.

Генетическое оружие: Вымысел фантастов или реальная угроза?

Но американцы, вероятно, останавливаться не собирались. В 2011 году сотрудники Института злокачественных новообразований США предложили руководству СПбГУ открыть на базе учреждения в Петербурге исследовательский центр с лабораторией международного класса. В итоге весной 2012 года появился Центр геномной биоинформатики имени Добжанского.

Спустя два года американцы совместно с учеными Центра взялись за реализацию международного проекта по изучению геномных особенностей населения разных регионов России. Курировал проект Университет Флориды, а содействовали профессора из Российской академии наук Сергей Иллариошкин и Светлана Лимборская. Так они получили информацию более чет полусотни чистых этнических групп населения Российской Федерации.

Генетическое оружие: Вымысел фантастов или реальная угроза?

В чем состоит угроза генетического оружия?

В свете различных международных конфликтов, принятия санкций, отмены виз и прочих проблем увеличивается риск начала новой «холодной войны». Если в ней действительно примут участие США и Россия, тогда всякое может быть. Тем более, что холодная война всё же тоже война, а на ней, как известно, все методы хороши. Открыто американцы напасть вряд ли рискнут, а распространить какой-нибудь вирус под видом борьбы с инфекцией – запросто.

Таким образом, генетическое оружие не стоит сбрасывать со счетов, ведь оно всё же оружие, а значит несет угрозу. В очередной раз можно констатировать, что человек, достигнув высоких результатов в генной инженерии, как когда-то и в сфере ядерной физики, снова изобрел ещё один способ самоуничтожения. Актуальным остается вопрос, как свести до минимума негативные последствия, к которым может привести создание видов страшного биологического и генетического оружия.