| | Учёные: Земля обитаема благодаря метеоритам

Пн 7 августа 2017, 15:40:15
Американские ученые, сотрудники Стэнфордского университета, выдвинули гипотезу о том, что первичным источником зарождения жизни на нашей планете являются метеориты и космическая пыль. Именно исследование их состава при помощи лазерной технологии привело ученых к таким выводам.

Учёные: Земля обитаема благодаря метеоритам

Специалисты изучили состав двух экземпляров космических тел, который показал наличие в них трудных органических молекулярных соединений, которые и стали строительным кирпичиком для появления на Земле простейших одноклеточных, а в дальнейшем и всего живого. Возглавлял научную группу химик Ричард Зар. Эти молекулы, по мнению автора исследования образовались во время формирования нашей Солнечной системы, после чего "долетели” до земного шара на метеоритах и стали основой для появления живых организмов.

Учёные: Земля обитаема благодаря метеоритам

Ученые давно работают над развитием этой теории. Уже в XIX веке появлялись труды ученых на тему зарождения земной жизни именно таким "космическим” способом. Исследования данного направления легли в основу теории панспермии. Раньше ученые из американской Национальной академии наук также изучили при помощи инструментов массовой спектрометрии 11 частичек каменных метеоритов (углистых хондритов), в составе которых имелись органические вещества. Выяснилось, что в космических объектах присутствует три нуклеиновых основы (2,6-диаминопуриновая, 6,8-диаминопуриновая и пуриновая), принимающих участие в создании РНК и ДНК. Что касается земной биологии, данные основы тут достаточно редки или же вообще отсутствуют.

Учёные: Земля обитаема благодаря метеоритам

Теорию панспермии принялись с новой силой развивать после упавшего в 1995 году метеорита на территории Антарктиды. Исследователи тогда подвергли анализу небольшой объем порошка - всего четыре грамма, полученного из космического тела. Проведенный химический анализ впечатлил специалистов, ведь в его составе было обнаружено много аммиака, углеводородов, а также азота, входящего в состав ДНК и белков.

Сандра Пиццарелло и ее коллеги из университета Аризоны проверяли данную теорию и считают что непосредственно обломки астероидов (метеориты) и доставили на формирующуюся в древности Землю вещества, которых как раз не хватало для зарождения жизни. Поэтому, примитивные организмы возникли именно после занесения метеоритами на поверхность нашей планеты азота и прочих веществ, отметили ученые. Теория гласит, что "семена жизни” были доставлены на голубую планету из астероидного пояса, расположенного на пути от Марса до Юпитера.

Учёные: Земля обитаема благодаря метеоритам

На этапе зарождения нашей системы для этой зоны было характерно не слишком большое давление и тепло, вызванное происходящими там процессами, что обеспечило сохранность ценных молекул. Когда происходило столкновение астероидов, в Солнечную систему попадали метеориты, которые и могли в дальнейшем попасть на Землю, принеся с собой биоматериал космического происхождения.

Эксперт по метеоритам Каролина Смит относительно найденного на космическом теле азота говорит, как об очень важном результате исследований, ведь это ключевой элемент, участвующий в процессах появления первых форм жизни. Согласно теории, недостаток азота на формирующейся планете компенсировали принесшие его из космоса метеориты. Однако до сих пор не понятно, как и в каких условиях все же появились первые микроорганизмы. Одной из версий считается результат взаимодействие азота с приливными водоемами и вулканами.

Учёные: Земля обитаема благодаря метеоритам

Доказательством внеземного происхождения первой жизни можно считать и упавший в 1969 году на территорию Австралии метеорит. Космическое тело получило название Мурчисон и имело богатый органический состав. Однако этот метеорит подкинул новые загадки исследователям, ведь в его составе имеются именно те молекулы углеводорода, которые характерны для последующих стадий развития земной жизни, а не для начальных.

Учёные: Земля обитаема благодаря метеоритам

В 2012 году в районе Калифорнии также был найден метеорит, получивший имя Sutter's Mill. Экстракция молекул из этого образца производилась при помощи специальных растворителей. Ученые также произвели попытку воссоздания среды, которая существовала на нашей планете во времена зарождения первых форм жизни. Скорее всего таким растворителем в те времена могли быть гидротермальные источники. Когда ученые воздействовали на образцы метеоритов извлеченными из гидротермальных источников веществами, выделялись совершенно новые органические молекулы, ранее не находимые учеными. Обнаруженные командой Пиццарелло частицы могут создавать образования, нужные для появления протожизни, считают специалисты.

Учёные: Земля обитаема благодаря метеоритам

Российским специалистам из Института микробиологии РАН даже на практике удалось доказать столь невероятную гипотезу посредством опытов, проведенных на околоземной орбите при использовании спутникового аппарата "Фотон-М” №4. Эксперимент показал, что некоторые термофильные бактерии способны выжить на поверхности метеорита, который проходит сквозь плотные слои атмосферы. В лунки, которые просверлили в базальтовых шайбах и разместили на спутник, поместили образцы различных бактерий, запечатав их.

Учёные: Земля обитаема благодаря метеоритам

Всего получилось 24 ячейки, лишь в трех из которых после полета остались живые экземпляры. Несмотря на то, что выжить удалось лишь единицам клеток, когда их поместили в питательную среду, они принялись активно размножаться. Микроорганизмы на спутнике находились в течение 60-ти дней и на них оказывали влияние различные факторы: космическая пыль, микрогравитация, радиация, вакуум и прочие.

Юлия Июльская