| | Ученые открыли новый тип черных дыр — тихие убийцы: Космические объекты пожирают все вокруг

Вт 25 июля 2017, 11:10:57
Группа специалистов-астрофизиков сделала интересное открытие. Оказывается, чёрные дыры могут делиться на разные виды. Есть очень крупные, которые располагаются в центральной части галактики, а есть скрывающиеся в небольшом звёздном или газовом скоплении. И те, и другие ведут себя очень активно, быстро «пожирая» окружающих. Однако бывают и другие чёрные дыры, которых можно сравнить с легендарными ниндзя, нападающими исподтишка. Они действительно очень тихо и аккуратно высасывают по частям объекты в пространстве.

Например, одну такую нашли в созвездии Пегаса, в шаровом скоплении М15. Специалисты заметили слабое рентгеновское излучение в той области. Сначала думали, что это далёкая галактика, но оказалось, что это чёрная дыра, которая гораздо более близко расположена, чем М15. Объект когда-то являлся крупной звездой в двойной звёздной системе, но потом исчерпал все свои запасы и начал аккуратно вытягивать их из маленького светила-компаньона. По мнению учёных, такие «дыры-ниндзя» в галактике – очень частое явление, их количество может исчисляться миллионами.

К слову, не так давно была раскрыта тайна того, как рождались первые черные дыры. Российскими астрономами было выяснено, что облики и параметры галактики в прошлом обозначались именно тем, были ли там и в каком количестве «зародыши» своеобразных образований-«пожирателей» на окраинах. По словам Александра Долгова, сотрудника РАН, чёрные дыры, которые предсказала разработанная модели, присутствовали во Вселенной таким образом, чтобы охарактеризовать причину образовавшихся шаровых скоплений. Последние появились именно благодаря самым крупным «пожирателям».

Предполагается, что массивные галактики обязательно характеризуются там наличием сверхмассивных чёрных дыр, которые по весу, как миллиард Солнц. Как образом эти объекты образовались, не понятно. Ранее специалисты думали, что происходил гравитационный коллапс у звёзд, которые сначала превращались в маленькие чёрные дыры, а последние сливались между собой, набирая массу. Однако когда астрофизики изучили первые галактики, то поняли, что версия ошибочна, поскольку вес «пожирателей» существенно больше, чем если бы они когда-то были небольшого размера, появившись из светила. Поэтому часть специалистов стала предполагать, что сценарий рождения более экзотический. Возможно, что коллапсируют гигантские «чистые» атомарные водородные облака или сгустки тёмной материи.

Собственно, позже эта теория также претерпела изменения, и теперь основа состоит в том, что всё делают примордиальные черные дыры, которые в промежутке между маленькими и крупные, а вот каким образом формируются они, всё-таки не понятно. Уже целое десятилетие специалисты занимаются поиском «зародышей», и какие из них могли бы ими стать, точно пока не известно, поскольку есть примерно десять вариантов. Александру Долгову и его коллеге Константину Постнову удалось выяснить, что такие пожиратели-зародки были фактически ключевыми в том, чтобы формировать всё, причём появились они на раннем этапе Вселенной. По расчётам специалистов, практически в течение первой недели возникла куча примордиальных черных дыр, которые и начали создавать все древнейшие скопления, вокруг которых образовались потом известные нам спиральные и эллиптические галактики. Поскольку «пожирателей» очень уж много, то астрофизики сделали выводы, что это именно они рассчитали, например, дальнейший рост Млечного Пути и Андромеды. Форма галактик менялась по мере того, как менялись чёрные дыры в центральной части и на окраине, и это фактически движущий фактор всего. Благодаря этому можно пояснить теперь, почему старейшие скопления звёзд такие массивные и почему у них настолько массивные «пожиратели».

Кстати, о весе: учёные долго бились над вопросом, как вообще измерять это у чёрной дыры. Фактически, «пожиратель» - штука в космосе, которую сложнее всего подставлять под какие-либо параметры. Смогли, собственно, только установить, что благодаря сильнейшей гравитации туда засасывается всё, что вокруг, невероятно сильно уплотняясь.

По словам специалистов из Южной Кореи, центральная часть крупной чёрной дыры превышает по весу полумиллиарда Солнц. Чтобы это определить, задействовали новый подход, измеряя массу через молекулярный газ, который очень быстро курсирует кругом «пожирателя». Это движение дало понять, какое притяжение, а через это узнали и параметры веса. Соответственно, чтобы рассчитать, сколько весит чёрная дыра, теперь нужно потратить пять часов. Почему именно такой период времени, не уточняется.

Интересно, что не всегда чёрная дыра может «переварить» всё, что захватывает. Британские астрономы обнаружили в галактике Водоворот (порядковый номер – NGC 5195) «пожирателя», который уже не в состоянии поглощать то, что захватил. Аккреционный диск в такой чёрной дыре появился сравнительно недавно, примерно полтора миллиона лет назад. Первая материя в виде разогретых плазматических пучков начала вылетать оттуда в то время, когда люди на Земле узнали, что такое огонь.

Собственно, был указан так называемый предел Эддингтона. Когда чёрная дыра становится крупнее него, то материя там накапливается у окрестностей чёрной дыра, представляя собой эдакий «горячий бублик», а потом сильно нагревается и частично выбрасывается за пределы. Так доказывается то, что бесконечно поглощать всё вокруг «пожиратель» не в состоянии. К слову, бывает и так, что вообще чёрные дыры начинают медленнее всё захватывать, становятся спокойнее, не доходя до предела. Например, именно такая в центре нашей галактики.

Ирина Летинская