| | Учёные: Открытый космос вреден для здоровья?

Сб 22 июля 2017, 11:15:03
Когда-то люди считали, что Земля плоская, после определили, что всё-таки круглая, но не воспринимали Солнце, как более серьёзный объект. Ближе к нашему времени оформились современные представления о строении Солнечной системы, других звёздах и галактиках, а также о Вселенной в целом. Мир оказался открыт для того, чтобы в буквальном смысле слова отрываться от Земли. Однако насколько это действительно возможно? Доступно ли для людей бывать дальше, чем орбита нашей планеты, и вообще пытаться хотя бы что-то колонизировать или нас ожидают одни наблюдения с рассуждениями «а вот инопланетяне давно по Млечному Пути туда-сюда летают»? Собственно, была одна высадка на Луну, а в дальнейшем, через несколько лет, возможен космический туризм с облётом спутника Земли. Кроме того, не один год уже планируют пилотируемую экспедицию на Марс. Правда, пока что «воз и ныне там», поскольку то денег не хватает, но какие-то детали оказываются рассчитаны не правильно, то про атмосферу Красной планеты забывают.

Учёные: Открытый космос вреден для здоровья?

Тем не менее, и поближе есть то, что желательно учитывать – влияние просто открытого космоса.

Некоторые космонавты делятся своими впечатлениями от работы в таких условиях. В частности, астронавт Дуглас Уилок поведал, что если находиться в открытом космосе часов семь, например, то в буквальном смысле можно испытать пословицу «бросает то в жар, то в холод». Дело в том, что защитная земная атмосфера отсутствует, поэтому когда на скафандр попадают прямые солнечные лучи возле отражающей поверхности МКС, становится очень жарко. Потом Солнце отходит – и резко начинает холодить. Фактически, из-за быстрой 90-минутной орбиты космической станции вокруг Земли восходы и закаты наблюдаются практически через каждые сорок пять минут. Подготовиться к этому полноценно не возможно, разве что очень желательно как минимум одевать под амуницию охлаждающую одежду. Если такой не будет, скафандр станет большой кастрюлей с закрытой крышкой для вас на сильном огне. Приходится в буквальном смысле искать тенек, где чуть холоднее, поскольку с последним справиться чуть полегче.

Учёные: Открытый космос вреден для здоровья?

Из-за пота может появиться нужда почесаться в определённом месте на теле. Собственно, часто учитывают такое, понимая, что космонавты – не роботы. Например, если хотите почесать нос или щеки, то есть варианты, которые не совсем для такого предназначены, однако использовать их можно. Другое дело, это проблема со лбом. По словам Уилока, быстрее всего, что после возвращения внутрь МКС вы увидите в зеркале огромный синяк в том месте, поскольку иного варианта, кроме как пытаться что-то задеть данной частью лица, у вас нет. Частые такие шишки, естественно, здоровью нисколько не полезны.

Учёные: Открытый космос вреден для здоровья?

Не стоит забывать и о космическом мусоре, а также вообще тех камнях и камешках, которые летают в космосе. От них люди, работающие за пределами МКС, не защищены никак. Если не успеть уклониться, то скафандр может повредить вот такой обломок, врезавшись в вас. Обычно космонавты тренируются, и их предупреждают, что всякое может случиться, однако предугадать полёт каждого маленького метеорита, естественно, не возможно. В 2013 году был случай, когда в шлеме Луки Пармитано, астронавта из ЕКА, оказалась вода, что ослепило его, пока он пытался добраться к шлюзу. О смертельных случаях пока не говорят, однако теоретически возможно и это.

Учёные: Открытый космос вреден для здоровья?

Говорят, что мало хорошего в открытом космосе, и многие учёные. Например, утверждается, что в связи с повышенным уровнем радиации в организме может разрушаться ДНК, а органы мутировать. Собственно, это зависит от долготы пребывания «снаружи». В основном, вред наносит именно пребывания в открытом космосе, однако некоторые специалисты считают, что даже гипотетический космический пилотируемый корабль от радиации на все сто процентов не защитит. Часть протонов в тяжёлых металлах повреждают ДНК так, что заметить это практически не возможно, однако по факту начнутся различные патологии. Как минимум, космонавт может «облучиться» до возникновения у него злокачественной опухоли, как максимум – в буквальном смысле «посинеть» и погибнуть от гипоксии.

Учёные: Открытый космос вреден для здоровья?

Также значим тот момент, что в открытом космосе у человека сильно ослаблен иммунитет. Фактически, здоровье как у ребёнка или такого, кто был поражён СПИДом. От насморка в буквальном смысле вы не умрёте, однако один чих – и вам гарантирован заложенный нос. Если же были заболевания, которые на Земле вы успешно подавляли или терпели, то готовьтесь встретить их в таком виде, в котором наверняка просто перетерпеть не сможете. То есть, возможно, что и не умрёте, однако ощущения будут не самые приятные. Как минимум, слабость в определённых органах и потребность помимо работы преодолевать осложнения в собственном организме из-за проснувшихся вдруг вирусов.

Учёные: Открытый космос вреден для здоровья?

Еще один значимый фактор – это то, что человек оказывается в невесомости. С непривычки нарушается координация, а мышцы могут сильно напрягаться, когда вы просто поднимаете руку. Влияет это и на сердечно-сосудистую систему. Притяжения-то нет, потому нарушается циркуляция крови: она не двигается вся к ногам и обратно, а больше концентрируется в верхней части организма. Лицо резко краснеет, могут возникнуть сильные головные боли, появляются проблемы с дыханием через нос. Собственно, нарушается артериальное давление, из-за чего есть риск и летального исхода, если сердце не выдержит такой сильной нагрузки.

Ирина Летинская