| | Возле Марса астрономы нашли фрагменты планетной коры: Красная планета пережила жуткий катаклизм

Ср 19 июля 2017, 08:06:42
Ученые из Израильского института опубликовали статью в журнале, в которой говорится, что расположенные на орбите Марса астероиды - это отнюдь не частички из пояса космических тел-астероидов, а полноценные куски горной породы Красной планеты. Научный сотрудник Института Вейцмана Дэвид Полишук, рассказал, что порода планеты может выбрасываться в открытое космическое пространство после столкновения её с космическим объектом размером до 200 километров.

Астероиды, являющиеся представителями семейства Эврики - яркий тому пример. Именно они, по мнению ученых, представляют собой фрагменты магматических пород Красной планеты и, так как они очень медленно движутся, очень интересны для специалистов, как материал для изучения мантии данной планеты.

С их доклада следует, что появление так называемых "троянских” космических тел на орбите планеты произошло очень давно в результате катапультирования огромных кусков коры в космос. История эволюции Марса может быть раскрыта путем изучения нескольких десятков метеоритов, фрагментов Красной планеты, найденных на поверхности нашей планеты и отколовшихся от Марса еще в древности после падения на его поверхность больших астероидов.

Содержащаяся в этих кусках информация о климатическом и геологическом прошлом планеты представляет огромный интерес для ученых, которые хотят получить сведения об истории эволюции на Красной планете. Ученые не сомневаются, что эти метеориты попали на нашу планету с поверхности Марса, но каким образом, пока доподлинно не известно. Что стало причиной их "путешествия” к Земле?

Частицы эти откололись практически через сотню миллионов лет после появления нашей системы, поэтому застыла данная планета еще задолго до того, как Земля сформировалась. Этим объясняется разница между пропорциями изотопов тория и калия в самих породах Марса и его марсианской пыли, а также роднит его с Луной, достаточно быстро перешедшей прежде в застывшее состояние.

Не менее загадочным явлением является группа небесных тел под название "троянские” астероиды, которые двигаются вместе со своей планетой, выполняя роль своеобразной "космической свиты”. Располагаются эти тела не хаотично, а именно в местах уравновешивания притяжения Солнца и Марса. Наиболее крупные из "троянцев” относятся к астероидам А-типа, а их минеральный и химический состав впечатляет. Одним из главных составляющих является оливин, а также прочие горные породы. Самым удивительным является то, что данные небесные тела являются крайне редкими представителями внутри Солнечной системы. Большая их концентрация наблюдается непосредственно между орбитой Юпитера и Марса в главном астероидном поясе.

Именно на основе этих данных большинство планетологов ранее считали, что самый крупный 1,3-километровый "троянец” - астероид Эврика, к орбите Марса попал непосредственно из пояса астероидов вследствие неизученных учеными гравитационных взаимодействий с иными космическими телами. Наблюдение за Эврикой и её компаньонами через находящийся в Чили телескоп VLT позволило группе ученых сделать вывод, что они являются кусочками коры именно Красной планеты. Благодаря исследованию уровня и спектра отражающей способности частичек Марса, специалисты сошлись во мнении, что в древности все они были составляющими единого небесного объекта, которое состояло из пироксена, граната, оливина, а также прочих пород, свойственных землеподобным планетам.

Результаты этих исследований легли в основу гипотезы, что изучаемые небесные тела вероятнее всего являются частичкой недр планеты Марс. Именно они переместились в последствии на его орбиту из-за мощнейшего столкновения астероида в прошлом с четвертой планетой от нашего светила. Подтверждением этой версии может выступать и химический состав самой Эврики, а также ее спутников, который чрезвычайно схож с составом марсианских метеоритов, которые по сути являются фрагментами мантии планеты.

Ученые предполагают, что орбита Марса претерпевала существенных изменений в одну из последних эпох формирования нашей Солнечной системы, непосредственно в период нахождения внутри неё десятков зародышей планет. Их расчеты показывают, что дожившие до сегодняшних дней астероиды буквально выталкивались сдвигами орбиты молодого Марса, происходящими в результате взаимодействия с иными протопланетными телами в "троянские” точки. Полученные сведения позволяет считать их истинными артефактами, следами самой первой марсианской материи, которые помогут ответить на вопрос, была ли планета пригодной для обитания когда-либо.

Впрочем, жизнеобеспечением на Марсе могла служить вода, которая несколько миллиардов лет назад существовала там. В то время по площади ее общий объем превосходил даже Северный Ледовитый океан, считают ученые на основе полученных анализов атмосферы Красной планеты. В этой гипотезе, отмечают специалисты, не принимавшие участие в написании научного материала, есть и множество неточностей. Например, место падения самого астероида пока так и не определено: то ли Северный полярный бассейн, то ли равнина Эллада на юге. Также неизвестна степень совпадения периода формирования "троянских” астероидов с его двумя лунами.

Из этого следует, что астероидная атака могла сыграть огромное значение в формировании нашей системы в целом. Перед учеными все еще стоит задача пролить свет на множество невыясненных деталей при помощи компьютерных моделей и других методик, позволяющих ответить на важные вопросы становления и жизни отдельных элементов нашей Вселенной.

Юлия Июльская