Чьи жизни забрал с собой уходящий 2016 год?

Самые известные личности, ушедшие из этого мира в 2016 году.

Скончался Джон Гленн - первый американец, покоривший космос

В США на 96-м году жизни скончался первый американский астронавт Джон Гленн

| | Российские книгоиздатели меняют свою политику, чтобы соответствовать требованиям рынка

Российские книгоиздатели меняют свою политику, чтобы соответствовать требованиям рынка

Чт 2 июля 2015, 16:18:16
Кризис отечественного книгоиздания последних лет, а также новые нормы Роскомнадзора привели к смене стратегии издателей, заставил их экспериментировать. И сейчас уже виден доминирующий тренд ближайшего будущего.

Российские книгоиздатели меняют свою политику, чтобы соответствовать требованиям рынка

 

Он возник из-за широкомасштабного распространения сети интернет и появления соответствующей возможности свободного обмена информацией. Это безусловно полезная область, однако она привела к возникновению пагубных тенденций как на отечественном, так и на мировом книжном рынке. В первую очередь это связано с проблемой сетевого пиратства и противоправного распространения объектов, авторские права переданы издательским домам.

Такое положение дел приводит к тому, что пользователю проще скачать в Сети интересующее его произведение, нежели оплатить покупку в магазине. К тому же, как заявляют на просторах сети, в смартфон помещается больше книг, чем на полку. На зарубежном рынке проблема «литературного» пиратства стоит менее остро, однако также связана с развитием электронных технологий. В первую очередь бумажные книгоиздатели теряют клиентов из-за активного развития сервисов реализации электронных книг от Amazon (Kindle), Nook, Kobo, а также введения аналогичных услуг компаниями Apple (iBooks Store) и Google.

Российские книгоиздатели меняют свою политику, чтобы соответствовать требованиям рынка

 

Необходимо учитывать, что отечественные книгоиздатели уже несколько раз меняли стратегию и продолжают экспериментировать с подходом к читателю, однако по-прежнему не нашли способа уменьшить темпы падения реализуемой продукции. Одна из последних применяемых стратегий заключалась в увеличении числа продукции в портфеле, при одновременном снижении тиража каждого по отдельности. Иными словами, это похоже на нескончаемое исследование рынка при помощи экспериментальной практики. Большая часть отсеивается, но из оставшихся имен формируется устойчивая отдельная категория, которая приносит книгоиздателям устойчивую прибыль.

Немаловажное значение для снижения уровня реализации именно бумажного исполнения книг играет изменение психологического восприятия книги. Бурное развитие цифровых технологий привело к тому, что большая часть населения планеты более не воспринимает книгу как объект культурной ценности. В настоящее время все чаще можно услышать термин «бумажный носитель».

Разумеется, ведутся некие попытки борьбы с отягощающими факторами, которые привносит в книжный бизнес интернет, однако необходимо понимать, что все это в большинстве своем временные меры. Законопроект о борьбе с пиратством, который вступил в правовую силу 1 мая, и наделение Роскомнадзора дополнительными полномочиями практически не повлияло на уровень сетевого пиратства в книжной сфере.

Российские книгоиздатели меняют свою политику, чтобы соответствовать требованиям рынка

 

Фактически при нынешнем уровне развития сетевых технологий и общегражданской осведомленности о механизмах, приложениях и сервисах, доступных в интернете, обойти блокировку Роскомнадзора не составляет никакого труда. Большая часть пиратских ресурсов, на которые из отечественных книгоиздателей претензию в Мосгорсуд подавало исключительно ЭКСМО, размещается на серверах зарубежных дата-центров, которые не имеют правовых обязательств перед российскими организациями. А понятие «анонимайзер» в наше время известно даже школьникам.

Построение новой бизнес-модели книгоиздания в современных условиях вопрос животрепещущий, однако уже практически решенный. Не только издатели, но и часть писателей занимается поиском способа увеличить свой заработок на продуктах своего интеллектуального труда. За последние несколько лет небольшое распространение получила модель прямого взаимодействия автора и читателя. Продажи электронного формата файла на личных сайтах или специализированных ресурсах уже не редкость. В настоящее время данные тенденции еще не угрожают книгоиздателям, но, безусловно, являются тревожным звонком.

Разумеется, рынок – это всегда масштабное явление и отдельные случаи отказа от посредников в виде книгоиздателей были, есть и останутся в дальнейшем. К примеру, сервисы издания книг «по требованию» (за рубежом известно соответственно как «Print on demand»), не смотря на явно меньшие бизнес-риски и большую потребительскую гибкость, не получили большого распространения. И дело тут даже не в некотором увеличении розничной стоимости отдельного экземпляра, а скорее в отсутствии привычки у отечественных покупателей пользоваться подобными услугами.

Российские книгоиздатели меняют свою политику, чтобы соответствовать требованиям рынка

 

При этом современный рынок уже знает о возможности заказа товаров в интернет-магазинах, поэтому если за печать книг по требованию возьмутся гиганты вроде Озон или Юлмарт, то это может существенно увеличить продажи бумажных книг, но в то же время больно ударить по нынешним бизнес-схемам книжного рынка. Учитывая объемы их доходов и относительно невысокую прогнозируемую прибыль, подобное вряд ли случится в ближайшее время.

Основная тенденция ближайшего времени – создание объемных виртуальных сервисов подписного потребления литературной продукции. На подобную схему перешла компания-гигант Apple с поставкой музыкального контента через свой сервис «Apple Music». Он позволяет воспроизводить потоковое аудио, при этом возможность покупки отдельных треков заменена на ежемесячную оплату доступа ко всей базе. При масштабном распространении «информационного пиратства» нет ничего удивительного в том, что подобный подход оправдывает себя.

Российские книгоиздатели меняют свою политику, чтобы соответствовать требованиям рынка

 

Аналогичные шаги предпринимает и корпорация Google. Известно, что она выкупила сервис стримминга игр из облака Agawi. Правда указывается на то, что это сделано исключительно ради демонстрации игры перед покупкой, а не для полноценного осуществления игрового процесса без сохранения файла приложения на мобильное устройство, впрочем, пока идет интеграция и конечное применение нам только предстоит увидеть.

Таким образом, можно уверенно прогнозировать появления сетевых книжных библиотек, организованных на технологии стимминга. Добавление небольшого количества функций, обеспечивающих удобство: настройка цвета фона страницы, семейства и размера шрифта, рекомендации книг под вкус пользователей, а также возможность оставить закладки. Все это уже легко реализуется при наличии некоторого количества специалистов.

Если же интегрировать данную услугу с сервисом печати по требованию, то можно получить устойчивую модель книжного рынка ближайшего будущего. При этом тиражная печать никуда не исчезнет, поскольку книжные магазины невозможно удалить с рынка в один момент и те, кто предпочитает печатное издание электронному, до сих пор составляют немалую долю потребителей.

Если за это возьмутся отечественные киты книгоиздания, то их ждет прирост прибыли и стабилизация отношений автор-издатель-читатель в непростых условиях нынешнего рынка, отягощенного экономическим напряжением. Если же они данную возможность упустят, то нас ждет появление еще одной истории о нескольких энтузиастов, которые создали многомиллионный бизнес «в гараже».
Федор Алексеев
Новости по теме
Развитие рынка полиграфии РФ с 2008 года.
Развитие рынка полиграфии РФ с 2008 года.

В 2008-2009 годах экономический кризис развернулся не только в России, но и во всех других странах, которые так или иначе участвуют в мировой экономике. Выход

За три года российский рынок электронных книг вырос в 6 раз
За три года российский рынок электронных книг вырос в 6 раз

Согласно исследованиям компании J’son & Partners Consulting, по итогам 2013 года продажи электронных книг на российском рынке выросли на 37%. Сравнивая с

В «Одноклассниках» опубликованы названия брендов самых популярных электронных книг
В «Одноклассниках» опубликованы названия брендов самых популярных электронных книг

В социальной сети «Одноклассники» были опубликованы результаты исследования, показывающие, какой производитель электронных книг в России лидирует. Согласно

Добавить комментарий:

Имя:
Email:
Ваш комментарий: